Софистика


Софистика
        (греч. sophistai — учитель мудрости), духовностровоспитательное и философское течение в античной Греции 5 и 4 вв. до н. э. Возникновение С. тесно связано с развитием рабовладельч. демократии во всей Греции, но особенно в Афинах по окончании Персидских войн. Активная обществ, жизнь, сильное развитие рабовладельч. демократии и правосознания, нашедшего выражение в многочисл. судебных процессах, потребовали глубокого общего и спец. образования, а также владения риторич. навыками. Получить эти знания можно было у софистов за деньги. Поэтому одной из важнейших характеристик С. является тесная связь между теоретич. знанием и практич. жизнью, а также переориентация философского исследования с природы на человека, на общество, на правовые отношения, на этику и теорию познания. Сравнительное изучение конституций и законов различных полисов, многообразие возможных точек зрения на одну и ту же проблему являются основой релятивистских тенденций в С. Это наиболее ярко выражается в утверждении софистов, что о любой вещи можно судить двояко, причем со взаимоисключающих позиций. С. отрицает любую всеобщую и объективную истину. Скептицизм и релятивизм С. постоянно и справедливо подвергались критике. Однако было бы неправильно безоговорочно принять лишь отрицательное определение С. Скептицизм софистов прогрессивного направления носил просветительский характер, он был направлен против религии. Главным в их учении было различие или противопоставление природы и установлений (право, обычаи, законы). Если установления, утверждали софисты, подвержены изменениям, поскольку они являются творением человека и отражают интересы различных обществ, групп, то природа следует неизм. законам. Этот постулат лежит в основе ест ест в. права. Развитие риторики, грамматики и логики было бы также немыслимо без С. (именно софисты впервые систематизировали осн. понятия этих наук). Судить о С. трудно также и потому, что оригинальные труды софистов почти полностью утрачены, и нам приходится опираться исключительно на произведения Платона, бывшего принципиальным противником С. Софисты восприняли идеи как элеатов (в особенности Зенона из Элей), так и Гераклита и атомистов. Со своей стороны С. оказала влияние на Сократа (хоть он ее и отрицал), школы сократиков, Фукидида, Еврипида, Платона и Аристотеля. К представителям С. относятся Протагор из Абдеры, Горгий Леонтинский, Гипний из Элиды и Продик Кеосский. От С. следует отличать т. н. «вторую С.» времен Римской империи. Она возникла во 2 в. при Адриане, когда повысились требования к риторике. В 3 в. «вторая С.» развивалась, а при Юлиане Отступнике пережила свой последний взлет. Ее представители противопоставляли себя философам и естествоиспытателям, и поэтому они не совершили к.-л. оригинальных открытий. Однако совершенство формы и изысканность речи таких софистов, как Фаворин, Элий Аристид, Лукиан, Афиней, Филосграт, Либаний, бывших не только выдающимися ораторами, но и знаменитыми писателями своего времени, достойны всяческого восхищения.

Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. . 1989.

Синонимы: